Противодействие экстремизму

Методические рекомендации

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Методические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде.

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и  террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:

  •  изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);
  • индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности детей и подростков (состояние психического напряжения);
  • снижение социальной и политической активности молодёжи;
  • наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);
  • массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
  • разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;
  • использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).  

    Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и  террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.              Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:

  • изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);

  • индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

  •  эмоциональные особенности детей и подростков (состояние психического напряжения);

  • снижение социальной и политической активности молодёжи;

  • наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);

  •  массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

  • разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;

использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:

1 Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. 

2 Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

3 Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.

4 Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:

  • Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является

конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.

  • Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.
  • Политический экстремизм, который направлен против сложившейся политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так

и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.

  • Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.

Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках 

существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:

  • националистические;
  • религиозные;
  • сепаратистские террористы;
  • террористы-антиглобалисты и другие.

Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.

Основные аспекты организации работы по профилактике

терроризма и экстремизма в образовательной среде

   В виду специфики своей деятельности образовательные организации обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативны общественных явлений. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности, изучение других людей, понимание их, интерес к ним, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

   Следует помнить, что толерантность не противоречит патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

  Условиями эффективной профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде являются:

  • организация ранней профилактики экстремизма и терроризма, её системность и целенаправленность;
  • сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;
  • непрерывность процесса профилактической деятельности;
  • направленность на всех участников образовательного процесса.

   Важной задачей в организации профилактики экстремистских и террористических проявлений среди обучающихся и молодёжи является обучение специалистов эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Возможными формами работы в данном направлении могут стать семинары-практикумы, тренинги, лекции для педагогов по темам:

  • «Об использовании методических рекомендаций по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде»;
  • «Психология агрессивного поведения подростков»;
  • «Программы профилактики подросткового неблагополучия»;
  • «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования.
  •  «Основы этнопсихологии»;
  • «Принципы и методы межкультурного воспитания учащейся молодёжи»;
  • «Межкультурная коммуникация»;
  • «Социальная адаптация школьников в условиях полиэтнической образовательной среды»;
  • «Формирование положительного психологического климата в классном коллективе (коллективе группы)»;
  • «Толерантный учитель – толерантный ученик»;
  • «Правила бесконфликтного общения».

   Результативными являются разнообразные формы обмена опытом специалистов в сфере профилактики экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних: круглые столы, конференции, дебаты. При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1 Вся молодёжь, проживающая на территории Донецкой Народной Республики. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение  жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2 Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской и террористической активности. К таким категориям могут быть отнесены:

  • дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
  • «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
  • дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
  • носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
  • члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

  Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. В социальном плане молодые люди в этом возрасте рискуют оказаться в позиции маргиналов, когда их взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, а поведение не определено практически никакими социально экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде должны быть нацелены на:

  • оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые граждане Донецкой Народной Республики, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у детей, подростков и  молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
  • создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
  • создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
  • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство

    ближайшего сообщества и социума в целом;

  • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;

  • развитие просоциальных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

  • разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;

  • создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.

    Исходя из поставленных целей, можно выделить такие направления противодействия экстремизму в образовательной среде:

  • проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;

  • организация факультативных занятий и кружков по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;

  • введение в компонент общеобразовательной организации факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление детей, подростков и молодёжи с особенностями национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации и профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма;

  • организация и проведение элективных курсов, факультативов, кружков по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования  законопослушного поведения обучающихся с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

  • введение в образовательные программы основ межнационального общения и интернационального воспитания;

  • проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения обучающихся;

  • проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений;

  • развитие и поддержка молодёжных общественных объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;

  • привлечение детей и учащейся молодёжи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;

  • формирование системы воспитательной работы с детьми, подростками и молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок

    для развивающего досуга молодёжи;

  • развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

  • координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в образовательных организациях;

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

  • организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

    Тематические уроки, факультативные занятия, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера позволяют решать следующие задачи:

  • формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;

  • формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;

  • развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).

    В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся предлагаем следующие формы работы:

  • тренировочные занятия «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации детей и сотрудников из

    здания образовательной организации при чрезвычайных ситуациях);

  •  проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодёжной среды в образовательной организации;

  • мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди обучающихся в классном коллективе (коллективе группы);

  • проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;

  • распространение тематических памяток и методических инструкций;

  • организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;

  • использование педагогами образовательных организаций современных активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;

  • организация «открытой кафедры» – диалога-дискуссии подростков, педагогов и родителей; 

  • организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, республиканского, международного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

  • создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

  • создание страницы на сайте образовательной организации, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;

  • комплектование фондов библиотек образовательных организаций литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма;

  • подготовка библиотеками образовательных организаций циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;

  • привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;

  • привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;

  • проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения в рамках профилактики и противодействия терроризму и экстремизму;

  • организация встреч с психологами;

  • проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и т. д.;

  • регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;

  • своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, информирование о них государственной службы по делам семьи и детей; выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

  • активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

  • разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

  • повышение роли детских и молодёжных общественных объединений в жизни общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования;

  • создание клубов интернациональной дружбы;

  • широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

  • систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей.

  При изучении таких учебных предметов, как обществознание, начальная военная и медико-санитарная подготовка, уроки гражданственности Донбасса следует использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру Донецкой Народной Республики и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, сохранность её духовного и культурного наследия, толерантность, терпимость к проявлению индивидуальности другими людьми, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия, осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

   Эффективность предлагаемых форм воспитательной работы повышается благодаря включению обучающихся в свободную дискуссию. При этом важно, чтобы дети и подростки на момент её проведения обладали определённым запасом представлений и понятий по теме, так что целесообразно заранее предложить им задание по поиску информации о сущности терроризма и экстремизма.

Cписок экстремистских материалов

Линия помощи «Дети Онлайн»

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»

Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.

Линия помощи «Дети Онлайн» была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Целевая аудитория — дети, подростки, родители и работники образовательных и воспитательных учреждений.

На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.

В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Количество обращений на Линию помощи растёт от года к год. Это свидетельствует о том, что такая служба сегодня востребована обществом, и в дальнейшем эта потребность будет только возрастать.

Служба Линия помощи «Дети Онлайн» была включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей.

Линию помощи «Дети Онлайн» поддерживала Группа компаний МТС и ОАО МГТС.

Безопасный Интернет

Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р

10 мая 2023

1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности детей в Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при формировании и реализации перечней региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;

направлять в Минцифры России информацию о реализации региональных мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, ежегодно, до 15 апреля.

3. Минцифры России представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации ежегодно, до 15 июня.

4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 7055).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 апреля 2023 г. N 1105-р

Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации

I. О состоянии информационной безопасности детей в Российской Федерации

В настоящее время население России составляет 146,4 млн. человек, из которых 30,2 млн. человек - несовершеннолетние (20,6 процента населения), из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Современные дети - первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в сети "Интернет" эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18 - 45 лет). Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры.

Вместе с тем указанная аудитория является крайне уязвимой с точки зрения информационной безопасности. В связи с высокой степенью анонимности интернет-пространства и возможностью выстраивания общения с использованием нескольких профилей и псевдонимов риск проявления асоциальных форм поведения в цифровой среде увеличивается.

Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность.

Дети используют планшеты и смартфоны для общения, учёбы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые ждут их в интернете

Позаботьтесь о безопасности ваших детей — пусть они:

  • открывают только подходящие по возрасту сайты и приложения
  • учатся грамотно распределять время между играми и учёбой
  • не пропадают из вашего поля зрения

Оградить детей от нежелательной информации в интернете и деструктивного контента с помощью специальных сервисов может любой родитель даже без технических знаний:

Родительский контроль

Средства родительского контроля — это программы, которые защищают детей от вредного контента и позволяют следить за временем, проведённым в сети. Их разрабатывают операторы связи и цифровые компании, основавшие Альянс по защите детей в цифровой среде.

Приложения операторов связи

  • Отслеживают уровень заряда смартфона ребёнка
  • Блокируют нежелательные сайты
  • Дают точные данные о местоположении устройства

Родители могут настроить зоны, например территорию школы или района. Приложение будет отправлять смс, если ребёнок выйдет за их пределы. Для чрезвычайных ситуаций есть кнопка SOS. Приложения доступны для Android и iOS.

Безопасность детей в соцсетях

Чтобы защитить ребёнка от нежелательного контента и других угроз в соцсетях, регистрируйте его аккаунты на адрес Детской электронной почты, привязанный к вашей. Вы получите постоянный доступ к аккаунту ребёнка, и поменять пароль он сможет только с вами

Зарегистрируйтесь во всех соцсетях, где есть ваш ребёнок. Добавьте его в друзья и просматривайте посты, друзей и сообщества, в которых он состоит. Играйте с ребёнком в его любимые игры. Он будет охотнее делиться подробностями своей онлайн‑жизни и прислушиваться к вашим советам.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie